Двухсторонняя монополия. Двусторонняя монополия Двойная или двусторонняя монополия подразумевает ситуацию когда

19.01.2022

Монопсония.

Наряду с монополией со стороны производителей (монополией в собственном смысле слова) встречается монополия со стороны покупателя - монопсония. Покупатель - монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене.

Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям). Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Рис. 74. Модель монопсонии

Равновесие фирмы-монопсониста, максимизирующее ее прибыль, достигается при универсальном условии равенства предельного дохода предельным издержкам (MR = МС). Если наклон кривой предложения положителен, то кривая предельных издержек проходит выше нее (рис. 74). Тогда фирма-монопсонист, используя свою власть, сократит объем закупок с равновесного уровня QE до QM, что вызовет понижение цены с PE до РM. Таким образом, затраты монопсониста на покупку продукции (как правило, это производственные ресурсы) будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

Рис. 75. Карта кривых безразличия покупателя-монопсониста

Двусторонняя монополия.

Двусторонняя монополия - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем) Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве примера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.

Чтобы рассмотреть модель двусторонней монополии, используем карту кривых безразличия. Допустим, что один из монополистов - продавец товаров (ресурсов), а другой - покупатель (владелец денег). Отложим на оси абсцисс количество товаров, а на оси ординат - сумму денег, предназначенных для их оплаты (рис. 75). Кривые безразличия в данном случае будут тождественны кривым постоянной прибыльности.

Аналогично построим карты кривых безразличия (постоянной прибыльности) для продавца. Наложим эти карты зеркально друг к другу, чтобы система координат покупателя начиналась в левом нижнем углу, а продавца - в правом верхнем (рис. 76). В результате мы получаем "коробку Эджуорта".

Рис. 76. Двусторонняя монополия

Областью допустимых решений станет заштрихованная фигура, ограниченная кривыми С1 и S1. Однако оптимальные решения будут находиться на кривой сделок ТТ" (от transaction - сделка), объединяющей точки Т1, Т2, Т3, Т4 и т. д., которые являются точками касания кривых С и S. Любой сдвиг вдоль кривой сделок ТТ" означает выигрыш одной стороны и ущерб другой. Поэтому проблема двусторонней монополии не имеет однозначного решения. На практике побеждает сильнейший.

  • 5. Виды экономических систем. Критерии классификации. Сравнительная характеристика их эфффективности.
  • 1.Современная рыночная экономическая система(чистый капитализм)
  • 2.Традиционная экономическая система.
  • 3.Административно-командная система(плановая)
  • 4. Смешанная система
  • 6 Рынок: содержание, ф-ции, хозяйственный механизм. Уловия возникновения, экономическое содержание. Конкуренция и ее виды.
  • 7 Структура и инфраструктура рынка
  • 8 Основные черты товарного хозяйства: блага и товар.
  • 9.Деньги: происхождение, сущность и ф-ии. Терии денег. Современные деньги.
  • 12. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.
  • 13 Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая, закон спроса.
  • 14. Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения.
  • 15. Эластичность спроса и предложения. Практическое применение понятия эластичности.
  • 16. Модель рыночного равновесия и процесс формирования равновесной цены.
  • 17.Государственное вмешательство в рыночное ценообразование: цели и последствия.
  • 18. Кардиналистская теория потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и правило максимизации общей полезности.
  • 20. Производственная функция и ее виды.
  • 21. Закон убывающей отдачи и условие минимизации издержек производства
  • 22.Издержки предприятия и их виды: переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
  • 23. Издержки бухгалтерские и экономические. Нормальная и экономическая прибыль.
  • 24. Методы определения точки максимальной прибыли. Формула максимизации прибыли(минимализации убытков)
  • 25. Альтернативные теории фирмы
  • 26. Неопределенность и риск в рыночной экономике. Экономические риски и их классификация
  • 27.Модели альтернативных рыночных структур: совершенная конкуренция,чистая монополия, монополистическая конкуренция,олигополия). Сравнительная характеристика
  • 29. Максимилизация прибыли в условиях чистой монополии
  • 30. Ценовая дискриминация и её виды.
  • 31. Совершенная конкуренция, чистая монополия и экономические интересы общества.
  • 34.Поведение фирмы в условиях олигополии. Олигополия и ее виды.
  • 35.Олигополистическая стратегии и теория игр. Модели олигополии.
  • 36. Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
  • 37. Спрос на труд, предложение труда и формирование заработной платы на рынке труда совершенной конкуренции.
  • 38. Монополия и двусторонняя монополия на рынке труда.
  • 39. Государственная политика регулирования рынка труда. Профсоюзы и их влияние на рынок труда.
  • 40. Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории.
  • 41. Методы дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
  • 43. Рынок земли: спрос, предложение и формирование равновесной земельной ренты.
  • 44. Земельная рента и её виды. Земельная рента, арендная плата и цена земли.
  • 45. Общее равновесие и условия его достижения. Оптимальность по Парето.
  • 1. Проблема общего равновесия
  • 46. Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
  • 47.Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.
  • 48. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Коэффицент Джини.
  • 49. Перераспределение доходов: цели и методы.
  • 38. Монополия и двусторонняя монополия на рынке труда.

    Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации, торговцы на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

    Монополия прямо противоположна конкурентному рынку. Она подрывает свободную конкуренцию, стихийный рынок.

    Выделяют следующие условия возникновения монополий :

      Потребитель ничем не может заменить товар, который производится единственной фирмой

      Цена товара полностью контролируется продавцом, при этом другие фирмы не могут производить товар из-за технических, финансовых, юридических и экономических преград.

    К объективным причинам монополий относят:

      Наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса (сырьевая монополия)

      Государственное регулирования в интересах общества экономического спроса некоторых товаров табака, алкоголя, оружия

      Экономическую целесообразность конкуренции, когда производство продукции одной фирмой обходится обществу дешевле, чем двумя и более: коммунальные службы и техническая инфраструктура территорий (естественная монополия)

    Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса ≈ единственный покупатель (монопсонист). Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно "город одного предприятия", в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом.

    Под двусторонней монополией понимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция).При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.

    Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца.Двусторонняя монополия подобного типа часто наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними.

    Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого или профсоюзами, или государством на монопсонических рынках рабочей силы, существенно отличается от того, которое существует на рынках в условиях конкуренции. При свободной конкуренции заработная плата выше уровня равновесия приведет к избытку предложения рабочей силы. Однако на монопсоническом рынке рабочей силы такое наблюдается редко. Рис. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и найм работников монопсонией

    39. Государственная политика регулирования рынка труда. Профсоюзы и их влияние на рынок труда.

    Социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, что изменяет трудовые отношения, ограничивает свободу рыночных сил. Государство создает систему законодательства, регулирующего трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, и пр.).

    Главными целями государственного регулирования рынка труда являются:

      обеспечение полной занятости (то есть отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы» (фрикционная и структурная формы));

      создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.

    Две формы государственной политики на рынке труда:

      активная – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

      пассивная – поддержка безработных путем выплаты пособий.

    К основным мерам активной политики (является в развитых странах приоритетным направлением) относятся:

      стимулирование государством инвестиций в экономику (условие создания рабочих мест);

      организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

      развитие служб занятости, бирж труда;

      содействие мелкому и семейному предпринимательству;

      государственное стимулирование предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

      содействие перемене места жительства для получения работы;

      международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

      создание рабочих мест в государственном секторе;

      организация общественных работ.

    Безработным гражданам государство гарантирует:

      обеспечение социальной поддержки;

      бесплатное медицинское обслуживание.

    Профсоюзы – объединения работников, созданные по профессиональному принципу отраслевому принципу или по принципу работы на одном предприятии.

    Роль профсоюзов на рынке труда нужно признать позитивной:

      контролируют работодателя, не давая ему нарушать заключенные трудовые договора;

      контролируют условия труда, заставляя фирмы улучшать эти условия, что в конечном итоге приводит к снижению трудового травматизма и профессиональной заболеваемости;

      контролируют условия трудовых договоров между работодателями и работниками, не позволяя включать работодателю в эти договора несправедливые условия.

    Профсоюз выступает на рынке труда продавцом трудовых ресурсов, поэтому рынок труда превращается в олигопольный (или монопольный) рынок. Он повышает цену труда, что может приводить к безработице. Когда профсоюз начинает диктовать свои условия на рынке труда, возникают объединения работодателей. Рынок труда перестает быть рынком в чистом виде.

    Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

    Под двусторонней монополией ронимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция).

    При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.

    Случай двусторонней монополии изображен на рис. 40.1. Линия S - кривая предложения рабочей силы, указывающая на цену этого ресурса, которую нужно уплатить с целью привлечения некоторого объема услуг данного ресурса. Поскольку фирма, покупающая ресурс, является монопсонией, она будет стремиться установить цену на уровне wM, необходимом для вовлечения объема услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой MIC с кривой ее MRP фирмы. Такое пересечение совершается в точке E1, в которой фирма пожелает нанять LM единиц услуг этого ресурса и предложит цену в размере wM денежных единиц за час услуг ресурса, т. е. цену, необходимую, чтобы привлечь LM единиц услуг ресурса.

    Для максимизации прибыли монопольный продавец будет стараться установить такую цену, которая сыграет роль стимулятора в покупке объема услуг ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от продажи услуг от реализуемого ресурса равен предельным издержкам на него. В этом случае цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке Е2, где MR = МС. В этой точке монополия захочет реализовать Lu единиц услуг ресурса. Чтобы вынудить нанимателя лимитировать покупку услуг ресурса данным объемом, монопольный продавец будет стремиться определить цену, равную wu.

    Рис. 40.1. Двусторонняя монополия

    Вполне очевидно, что на этом рынке отсутствует равновесие, ибо wu > wM и LM

    Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца.

    Двусторонняя монополия подобного типа часто наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними.

    Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого или профсоюзами, или государством на монопсонических рынках рабочей силы, существенно отличается от того, которое существует на рынках в условиях конкуренции. При свободной конкуренции заработная плата выше уровня равновесия приведет к избытку предложения рабочей силы. Однако на монопсоническом рынке рабочей силы такое наблюдается редко (рис. 40.2).

    Рис. 40.2. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и найм работников монопсонией

    Допустим, что все фирмы города создали ассоциацию нанимателей и действуют как монопсония. Предположим, что рабочие не объединены в профсоюз. Монопсонистический картель находится в равновесии в точке Е1, где MRPL = MICL. Кривая SL представляет предложение услуг рабочих. Картель нанимает, допустим, 5 тыс. рабочих часов в день и устанавливает рабочим заработную плату, равную 4 ден. ед. в час.

    Теперь предположим, что рабочие создали профсоюз и переговоры с предпринимателями позволили повысить заработную плату с 4 до 8 ден. ед. в час. В такой ситуации предприниматели, как правило, сокращают численность нанимаемых работников. Но на монопсоническом рынке фирмы будут нанимать больше рабочей силы до тех пор, пока заработная плата, установленная профсоюзами, меньше 13 ден. ед. в час.

    Фирмы могут нанимать любое количество рабочей силы при зарплате, установленной профсоюзом, до уровня 8 ден. ед. в час. Если фирмы намерены нанять более 10 тыс. рабочих часов в день, они должны будут увеличить заработную плату, чтобы привлечь больше рабочей силы. Равновесие в таком случае установится в точке Е2, где MRPL сравняется с заработной платой, предлагаемой профсоюзом. Заработная плата, установленная профсоюзом, на которую монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 10 тыс. часов найма в день также предельными издержками на ресурсы труда. Соглашение с профсоюзом фирмы позволило бы увеличить занятость рабочей силы с 5 тыс. до 7 тыс. часов в день.

    Установление любой заработной платы между 4 и 6 ден. ед. в час привело бы к росту занятости, поскольку монопсонистические фирмы хотят иметь MRPL, равный этой зарплате. Но любая заработная плата, установленная профсоюзом ниже 6 ден. ед. в час, вызвала бы уменьшение предложения работников, что позволило бы увеличить заработную плату до 6 ден. ед.

    Эта модель может быть применима к минимуму заработной платы, устанавливаемому государством. Считается, что при предложении на монопсонистическом рынке неквалифицированной рабочей силы установление минимальной заработной платы вызовет скорее увеличение, чем сокращение занятости. До тех пор пока государство будет устанавливать минимальную заработную плату ниже уровня, соответствующего точке, в которой MRPL = MICL для монопсонистов, после установления минимума заработной платы они будут нанимать скорее большее, нежели меньшее число рабочих.

    Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

    Другие материалы по теме

    Двусторонняя монополия.

    ОТВЕТ

    ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ – ситуация, когда на рынке имеются только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

    Под двусторонней монополией понимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца – это готовая продукция).

    При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.

    Случай двусторонней монополии изображен на рис. 40.1. Линия S – кривая предложения рабочей силы, указывающая на цену этого ресурса, которую нужно уплатить с целью привлечения некоторого объема услуг данного ресурса. Поскольку фирма, покупающая ресурс, является монопсонией, она будет стремиться установить цену на уровне w M , необходимом для вовлечения объема услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой MIC с кривой ее MRP фирмы. Такое пересечение совершается в точке Е 1; в которой фирма пожелает нанять Е м единиц услуг этого ресурса и предложит цену в размере w M денежных единиц за час услуг ресурса, т. е. цену, необходимую, чтобы привлечь Е м единиц услуг ресурса.

    Для максимизации прибыли монопольный продавец будет стараться установить такую цену, которая сыграет роль стимулятора в покупке объема услуг ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от продажи услуг от реализуемого ресурса равен предельным издержкам на него. В этом случае цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке Е 2 , где MR = МС. В этой точке монополия захочет реализовать L U единиц услуг ресурса. Чтобы вынудить нанимателя лимитировать покупку услуг ресурса данным объемом, монопольный продавец будет стремиться определить цену, равную w U .

    Рис. 40.1. Двусторонняя монополия

    Вполне очевидно, что на этом рынке отсутствует равновесие, ибо w u > w M и L M < L U . По этой причине сделка не состоится до тех пор, пока не состоится договоренность о цене. По-видимому, цена установится на уровне между w U и w M .

    Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца.

    Двусторонняя монополия подобного типа часто наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними.

    Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого или профсоюзами, или государством на монопсонических рынках рабочей силы, существенно отличается от того, которое существует на рынках в условиях конкуренции. При свободной конкуренции заработная плата выше уровня равновесия приведет к избытку предложения рабочей силы. Однако на монопсоническом рынке рабочей силы такое наблюдается редко (рис. 40.2).

    Рис. 40.2. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и наем работников монопсонией

    Допустим, что все фирмы города создали ассоциацию нанимателей и действуют как монопсония. Предположим, что рабочие не объединены в профсоюз. Монопосонистический картель находится в равновесии в точке Е 1; где MRP L = MIC L . Кривая S L представляет предложение услуг рабочих. Картель нанимает, допустим, 5 тыс. рабочих часов в день и устанавливает рабочим заработную плату, равную 4 ден. ед. в час.

    Теперь предположим, что рабочие создали профсоюз и переговоры с предпринимателями позволили повысить заработную плату с 4 до 8 ден. ед. в час. В такой ситуации предприниматели, как правило, сокращают численность нанимаемых работников. Но на монопсоническом рынке фирмы будут нанимать больше рабочей силы до тех пор, пока заработная плата, установленная профсоюзами, меньше 13 ден. ед. в час.

    Фирмы могут нанимать любое количество рабочей силы при зарплате, установленной профсоюзом, до уровня 8 ден. ед. в час. Если фирмы намерены нанять более 10 тыс. рабочих часов в день, они должны будут увеличить заработную плату, чтобы привлечь больше рабочей силы. Равновесие в таком случае установится в точке Е 2 , где MRP L сравняется с заработной платой, предлагаемой профсоюзом. Заработная плата, установленная профсоюзом, на которую монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 10 тыс. часов найма в день также предельными издержками на ресурсы труда. Соглашение с профсоюзом фирмы позволило бы увеличить занятость рабочей силы с 5 тыс. до 7 тыс. часов в день.

    Установление любой заработной платы между 4 и 6 ден. ед. в час привело бы к росту занятости, поскольку монопсонистические фирмы хотят иметь MRP L , равный этой зарплате. Но любая заработная плата, установленная профсоюзом ниже 6 ден. ед. в час, вызвала бы уменьшение предложения работников, что позволило бы увеличить заработную плату до 6 ден. ед.

    Эта модель может быть применима к минимуму заработной платы, устанавливаемому государством. Считается, что при предложении на монопсонистическом рынке неквалифицированной рабочей силы установление минимальной заработной платы вызовет скорее увеличение, чем сокращение занятости. До тех пор пока государство будет устанавливать минимальную заработную плату ниже уровня, соответствующего точке, в которой MRP L = MIC L для монопсонистов, после установления минимума заработной платы они будут нанимать скорее большее, нежели меньшее число рабочих.

    Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

    Глава 6 Конкуренция и монополия В настоящей главе мы изучим, как взаимодействуют между собой участники рынка. Существуют два основных вида взаимоотношений между продавцами и покупателями – свободная конкуренция и абсолютная (полная) монополия.Уже первое знакомство с

    Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    § 2 Абсолютная монополия Что представляет собой монополияВ переводе с греческого языка слово «монополия» означает «один продаю». В этом термине отражена самая существенная черта взаимодействия между участниками рынка. Монополия – крупный собственник товаров и денег,

    Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

    1. Монополия Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посредством чего устанавливается общий уровень цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг на любом рынке принимает вид соперничества, поскольку каждая

    Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

    2. Естественная монополия Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наилучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям

    Из книги Микроэкономика автора

    Монополия внешней торговли Будет иметь вид не привычной в СССР монополии государственных чиновников, а монополии российских предприятий. Каждое предприятие-экспортер будет само искать покупателя и само договариваться о ценах и условиях контракта. Но делать это будет

    Из книги Знаковые бренды автора Соловьев Александр

    8. Монополия спроса Монопольные цены могут возникнуть только вследствие монопольного предложения. Монополия спроса не создает рыночной ситуации, отличной от ситуации, в которой монополизированный спрос отсутствует. Монопольный покупатель индивид или группа

    Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

    Вопрос 27 Монополия. Монопольная власть, ущерб, причиняемый монополией. ОТВЕТМОНОПОЛИЯ – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.Рынок, на котором

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Вопрос 30 Естественная монополия и ее регулирование. ОТВЕТЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.Естественная монополия может существовать в результате

    Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

    «Монополия» наступает Контракт между Дарроу и Parker Brothers был подписан в январе 1935 года, и 6 февраля на прилавки магазинов по всей стране поступила новая настольная игра в черно-бело-красной коробке. С тех пор усатого толстяка в цилиндре на логотипе «Монополии» миллионы

    Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

    ХЛЕБНАЯ МОНОПОЛИЯ Итак, капиталистическому рынку большевики противопоставили повсеместный учет и контроль за производством и распределением в рамках централизованной плановой экономики, конкуренции производителей социалистическое соревнование, а при решении

    Из книги Отличная компания. Как стать работодателем мечты автора Робин Дженнифер

    10.3.2. Естественная монополия и ее регулирование «Чистой монополии» (рыночная доля близка к 100 %) в действительности практически не существует. Однако существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на

    Из книги Бизнес – это война автора Андерсон Дональд

    Вопрос 59 Естественная монополия

    Из книги автора

    Что такое монополия/олигополия? Если одна компания полностью доминирует на рынке, это называется монополией. Если доминирует небольшое число фирм, получается олигополия.Компания-монополист обычно производит ограниченное число товаров и продает их по высокой цене.Это

    Из книги автора

    Двусторонняя коммуникация Двусторонняя коммуникация, компетентность и целостность – критически важные составляющие доверия, однако коммуникации здесь отводится особое место. Коммуникация влияет не только на ощущение надежности, но и на то, как сотрудник воспринимает

    Из книги автора

    Двусторонняя коммуникация Я приветствую вопросы и отвечаю на них. Я свободно делюсь информацией с подчиненными, чтобы помочь им выполнять их работу. Я совершенно ясно обозначаю подчиненным, что от них ожидается. Я стараюсь каждый день говорить с подчиненными в

    Из книги автора

    4.3 Монополия – любимая игра Построение структуры компании – важнейший этап, такой же, как расстановка сил армии на поле боя. Необходимо распределить фланги, тылы, авангард. Кроме того, умение распознавать сущность любой коммерческой структуры позволяет лучше

    Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при кото­рой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю - продажу факторов производства (для продавца - это готовая продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными для контроля над ценами услуг факторов произ­водства. Отражает случай двусторонней монополии. Монопсонист имеет дело с монополией, продающей один из факторов производства. Когда монопсонист сталкивается с монополией, в результате можно наблюдать картину, напоминающую битву титанов. Можно только гадать о возможных последствиях для участников. Ситуация чистой двусторонней монополии встречается редко. Время от времени она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по табаку, алкого­лю) закупает продукцию у единственного продавца, которому разрешено торговать ею на территории страны. Эта модель также может быть применена к переговорам профсоюзов с ассоциациями предпринимателей. Ассоциация предпринимателей - это организация на­нимателей услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены ассоциации. Напри­мер, ассоциация собственников битуминозного угля - это национальная ассоциация пред­принимателей, которая ведет дела преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз Объединенных шахтеров. Другой пример - Корпорация грузовых пе­ревозок, представляющая собой национальную американскую ассоциацию владельцев грузовых автотранспортных средств, которая ведет переговоры с профсоюзом водителей США. Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей может попытаться установить зарплату на уровне w M . Если профсоюз не согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать установления заработной платы на уровне w U , что значительно выше w M , т. е. зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей. Профсоюз сможет угрожать забастов­кой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой, требуемой проф­союзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика, то может последовать длительная забастовка или увольнение работников. Издержки забастовки или увольнений, как для нанимателей, так и для работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса. Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. Например, в США ассоциация игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) ведет переговоры с Советом управляющих Национальной футбольной лиги, который представ­ляет собственников команд. Когда две эти группы не могут договориться об оплате и условиях труда, часто результатом оказывается забастовка. Например, осенью 1987 года игроки NFLPA бросили работу, когда обе ассоциации не смогли договориться об оплате труда и в других пунктах - особенно, касающихся прав "свободных агентов" вести перего­воры о повышении зарплаты. NFLPA, чьи члены зарабатывали в среднем 230 000 долларов за сезон, стремилась установить минимум оплаты для игроков в 90 000 долларов, предус­матривая оплату игроков с опытом игры в 13 лет и более вплоть до 320 000 долларов. Эта зарплата соответствует w U . Совет управляющих NFL стремятся установить минимальную оплату на уровне 60 000 долларов, допуская зарплату вплоть до 180 000 долларов для игроков с 13-летним стажем и до 200 000 долларов для игроков с 15-летним стажем. Такая зарплата соответствует w M . Кроме того, по оплате труда имелись и другие спорные пункты. Так как в итоге не было достигнуто компромиссного соглашения, осенью 1987 года игроки объявили забастовку.



    Похожие статьи
     
    Категории